Как делают газеты и книги

Когда человек берет в руки книгу или газету, читает поздравительную открытку, вынимает из почтового ящика рекламную листовку, он не думает о том, как все это сделано. Но ведь это так интересно! «Капиталист» решил узнать, рассказать и показать нашим читателям, как выпускаются книги, газеты, журналы, открытки и листовки. Мы отправились в издательско-полиграфическое предприятие (ИПП) «Алтай».

Наш выбор был сделан просто: при всем нашем уважении к остальным барнаульским типографиям, «Алтай» был и остается ведущим предприятием отрасли. Не так давно выяснили, что оно ведет свою историю от открытой в 1917 году типографии. Кто был ее хозяином, надо еще выяснить, но на предприятии есть намерение в 2017 году отпраздновать столетний юбилей. По нынешнему своему адресу — ул. Короленко, 105 — типография «Алтай» находится уже как минимум семьдесят лет. Сначала и редакции, и типографии ютились в небольшом здании, которое сейчас не сразу и найдешь. В 70-е был построен редакционно-издательский комплекс, который уже в 2000-е преобразился — как снаружи, так и внутри.

Существенные перемены произошли и в технологическом процессе. Когда-то в типографии для набора текстов работал огромный цех с линотипами (с одной стороны этой машины в плавильном тигле плавился свинец, с другой — выкатывались еще горячие строчки набранного текста). Газетные полосы верстал метранпаж (французское слово, означавшее примерно «хозяин страниц») на станке, который назывался талер (своего рода монтажный стол — на нем метранпаж выставлял колонки текста в раму и делал первые оттиски, которые потом читали корректора). В редакциях новичков посылали в типографию к Федору Ивановичу Талеру спросить что-нибудь.

Фотографии переводились на цинковые клише. Для печати отливались металлические формы. Ротационные (печатные) машины были высотой с три этажа. (Кстати, когда Остап Бендер называл журналистов «шакалы ротационных машин», он был не совсем прав — журналисты не так уж часто видят ротационные машины). Печатники за день перетаскивали на руках центнеры печатных форм — работа, в общем, была не женская.

Сейчас многое изменилось. Набор текста и верстка производятся на компьютерах, печатные формы алюминиевые, печатные машины стали компактнее. Правда, работа печатника осталась по-прежнему мужской. И по-прежнему в основе процесса — бумага. Изобретение бумаги — одно из сделанных китайцами четырех великих открытий, которые изменили мир. Некто Цай Лунь в 105 году нашей эры создал первый лист бумаги. В 1799 году француз Луи-Николя Робер изобрел первую бумагоделательную машину, сделав возможным тиражные газеты. Пишут, что изобретены тончайшие гибкие дисплеи, которые в перспективе смогут заменить газетный лист. Но до того, как эта технология станет по-настоящему массовой, человечеству не обойтись без бумаги.

ИПП «Алтай» уже много лет сотрудничает с Соликамским целлюлозно-бумажным комбинатом (Соликамскбумпром).

Бумага прибывает на предприятие в плотной упаковке, в закрытых вагонах: ее «внутреннее состояние» — прежде всего, влажность, очень важно для процесса печати.

Упаковку срезают, рулоны отвозят к машинам.


Рулон на сленге печатников зовется еще «роль» — отсюда название «ролевая печатная машина». Только в слове «ролевая» ударение на первом слоге.

Газеты в ИПП «Алтай» печатаются на ротационной машине CityLine express, выпущенной корпорацией Manugraph в Индии. Основанная в 1972 году, в 1994-м компания первой в стране получила право маркировать продукцию знаком «Сделано в Индии». Машины поставляются во многие страны мира, в том числе и в Россию. В ИПП «Алтай» машина появилась недавно, в рамках общего технического обновления, на которое было потрачено 4 млн. 200 тысяч долларов.

С давних пор те части печатной машины, где находится краска и идет печать, называют башни. Производство за последние два десятка лет стало намного компактнее, но термин остался. На этой машине — четыре «башни». Газету, в зависимости от тиража, можно печатать на одной, двух или всех четырех «башнях».

Внутри каждой «башни» — секции с краской. Черно-белая газета печатается черной краской («в одну краску» — говорят печатники). Бывают газеты «в две краски» (текст черный, а заголовки — синие, красные, зеленые или какие-нибудь еще). А полноцветная газета печатается «в четыре краски». Да, именно так — вся палитра цвета создается сочетанием и смешиванием синей, желтой, красной и черной красок.

Этими винтами регулируется толщина красочного слоя.

А теперь немного о газете. Само слово итальянское — газетта называли мелкую монету, за которую в XVI веке можно было купить листок с придворными и торговыми новостями. В Барнауле самая первая газета вышла в 1890-м году — она называлась «Ежедневные телеграммы Российского телеграфного агенства». В 1895 году она стала относительно периодической, а в 1908 году начали выходить также «Барнаульские ежедневные телеграммы». Текст тогда набирался из типографского шрифта вручную. За сто лет технологии изменились очень сильно, а в последние двадцать лет произошла настоящая революция. Например, еще недавно для доставки в цех полос (страниц) использовалась пневмопочта, или курьеры. Ну, вот просто бегал человек между этажами. Сейчас все компьютеризировано. Сверстанные в редакциях полосы поступают по Сети в цех, где на специальной машине изготавливают пластины, с которых потом будет вестись печать газеты.

Пластины в ИПП «Алтай» изготавливаются на машине PlateRite японской фирмы Dainippon Screen, поставляющей свою технику по всему миру.

Что такое пластина? Это лист практически чистого алюминия (99,97 процента алюминия, 0,03 процента титана) толщиной 0,3 мм, с одной стороны которого нанесен синий светочувствительный слой. Лазером и щелочью с этой пластины удаляется все «лишнее» в соответствии с макетом полосы — краска остается только на «печатающем элементе». На этом фото мы видим пластину «Вечернего Барнаула» «в одну краску»:

Если газета печатается «в две краски», или полноцвет — то пластин делается несколько, до четырех.

После того, как пластины (печатные формы) закрепляются на печатных (формных — от форма) цилиндрах, бумага натягивается особым образом на рифленые (чтобы бумага не скользила) валы. Когда все готово, раздается предупредительный гудок, и после этого начинается печать.

Газета печатается и сразу же фальцуется — сгибается. А в конце процесса и режется.

Вот появились первые готовые экземпляры. Печатники тут же проверяют, как пропечатались текст и изображения, и регулируют уровень краски.

А когда все налажено, машину пускают на полную мощь. С какой скоростью (в метрах и секундах) несется бумага по валам, неизвестно, но сейчас машина выдает 18 тысяч оттисков в час, а при необходимости может выдавать и до 40 тысяч оттисков в час.

Технолог Лидия Павловна Гранкина тщательно проверяет качество печати. «Газета — однодневка, но читателю она должна нравиться…» — говорит Лидия Павловна. Она отработала в типографии 43 года, в свою работу по-настоящему влюблена. В печатном процессе на самом деле есть много красоты. Это тоже акт творения — вот был бесконечный рулон белой бумаги, и вдруг он становится газетой, книгой, журналом — превращается в собеседника для огромного количества людей…

Газета пакуется в пачки на специальном станке. К назначенному времени газету уже ждут машины «Почты России» — часть везут по почтовым отделениям, часть — на автовокзал, где их забирают автобусы, часть — на железнодорожный вокзал, к поездам. Поэтому для газет важно не выбиться из графика — если газета опоздала на поезд, то читатель получит ее как минимум на сутки позже.

В советские времена газет в типографии выпускали столько, что работа шла круглосуточно. Сейчас в ИПП «Алтай» уже почти достигли тех темпов. Клиенты идут в ИПП «Алтай» потому, что знают — тут работают по правилам, унаследованным от нескольких поколений печатников. Для тех же, кто хотел бы воспользоваться услугами ИПП, есть «окно» глубокой ночью — 3.30 до 9.30. Или можно увеличить скорость печати.

А теперь поднимемся на второй этаж типографии, где работает машина листовой печати, единственная в крае Lithrone японской корпорации Komori Corporation, одного из крупнейших мировых производителей печатных машин. На такой же технике работают издательства в Москве и Петербурге, а также в Европе, США и других странах с развитой полиграфией.

Именно это высококлассное полиграфическое оборудование позволяет выпускать книги, глянцевые и простые журналы, буклеты, календари, разноформатные листовки, скидочные купоны и многое, многое другое.

ИПП «Алтай» печатает книги много лет. В времена СССР Алтайское книжное издательство размещало здесь свои заказы. И сегодня, несмотря на разговоры о том, что скоро вся литература уйдет в Сеть, ИПП «Алтай» выпускает много книг — хороших и разных.

Что такое книга для людей? Что такое книга для людей? Начнем с того, что у книг есть свой праздник — Всемирный День книг и авторского права. Его отмечают 23 апреля — это день смерти Сервантеса, Шекспира. В Болгарии выставлена книга, которой две тысячи с половиной лет: текст на нерасшифрованном до сих пор языке выгравирован на страницах из чистого золота. Из этого понятно, каким было отношение людей к книге много лет назад.

Понятно, что больших тиражей у книг с золотыми страницами быть не могло. Книгопечатание, как процесс более-менее массового выпуска книг, изобрели в Китае тысячу или полторы тысячи лет назад — это еще одно из четырех китайских великих изобретений (два оставшихся — компас и порох). Тогда весь текст вырезался на доске, с которой потом просто делался оттиск. (Этот процесс очень близок к сегодняшнему, с алюминиевой пластиной, на которой точно также лазер «вырезает» буквы. Это подтверждает, что развитие идет по спирали, все повторяется — только в новом качестве.)

В начале XI века китаец Би Шен придумал наборный шрифт. Но в Китае, с его тысячей иероглифов, изобретение не прижилось. В Европе процесс книгопечатания разработал Иоганн Гутенберг, разработавший процесс отливки литер (букв). (Он начал работать в 1450-х годах, и довольно быстро разорился. В общем, книгоиздание никогда не давало больших барышей.) Многие годы мастера отливали каждую букву в отдельности. Но в 1822 году англичанин Уильям Черч изобрел первую наборную машину. Это так поразило современников, что устройство машины Черча описывали в газетах. В 1886 году подмастерье часовых дел мастера Оттмар Маргенталер из Балтимора изобрел линотип — машину, использовавшуюся в газетном и книгоиздательском деле следующие сто лет и ушедшую в историю только после компьютеризации части производственного процесса.

Для книг (буклетов, журналов, листовок и т.п.) также сначала делаются пластины. Но в этом случае на пластине формата А-2 размещается много страниц. Число страниц в книге должно быть кратно 16-ти (поэтому, если в конце книги вы видите несколько пустых страниц, или страниц с надписью «для заметок», знайте — автору не хватило текста, чтобы выдержать кратность). В зависимости от количества размещенных на листе формата А-2 страниц возникают книжные и журнальные форматы А-4, А-5, А-6.

Бумага для печати на этой машине подается не рулонами, а листами (отсюда и название), по одному, причем, с невероятной скоростью — быстрее одного листа в секунду.

Если печатается книга, то печатные листы затем фальцуются (сгибаются) в 16-страничные тетрадки,

… которые затем вручную собирают и, стянув брезентовыми ремнями, оставляют на сутки, чтобы страницы спрессовались. Это называется «отлёжка».

Если это книга в твердом переплете, то далее книжные тетрадки сшивают в корешки на специальной ниткошвейной машине — вот этой.

Получившийся блок страниц проклеивают, вставляют в обложку, и оставляют сушить. Когда автор не торопит, книга сохнет как минимум десять дней. Если книгу не просушить в типографии, она будет сохнуть уже в магазине или дома у читателя и при этом потеряет всякий вид. Вам наверняка попадались «разбухшие» книги — это именно те, которые не были качественно просушены. Настоящий книжный томик должен быть плотным, красивым. Вот таким:

Lithrone, кстати, позволяет печатать, кроме четырех основных типографских красок, еще и пятую краску — золото, серебро. Кроме того, эта же машина покрывает поверхности (страницы, обложки) воднодисперсионным лаком.

Качество книжной полиграфии ИПП «Алтай» вызывает уважение даже у знатоков. Неспроста именно здесь сейчас готовятся к выпуску книги серии «Алтай-Судьба.Эпоха» о Валерии Золотухине и Василии Шукшине. Здесь тоже жизнь сделала круг: еще в советские времена книги Золотухина и Шукшина выпускали здесь по заказу Алтайского книжного издательства — и вот теперь здесь же делают книги о них самих…

Кроме книг «в твердом переплете», в ИПП «Алтай» выпускают книги в мягком переплете — это дешевле, а при нынешней технологии термоклеевого скрепления не менее прочно.

Это автоматизированная машина клеевого скрепления Horizon.

Сделано в Японии, технологический процесс автоматизирован почти стопроцентно, человеку на этой машине надо нажать три-четыре «кнопки» на сенсорном экране.

На этой же машине склеиваются все глянцевые журналы, выпускаемые в ИПП «Алтай».

В цеху ИПП «Алтай» можно увидеть разные книги в разной стадии подготовки, а кроме того — театральные программки:

… буклеты и купоны:


А еще разную полиграфическую сувенирную продукцию — открытки, календари разных видов (настенные, настольные перекидные, большие листовые на пружине и на ригеле), корпоративные блокноты, и много чего еще. В общем, если вы берете в руки газету, книжку, листовку, купон, открытку, то в четырех случаях из пяти они сделаны в тех самых цехах на тех самых машинах, которые вы только что увидели в нашем фоторепортаже…

Сергей Тепляков

Интернет-журнал «Капиталист», 02 августа 2016 г.

Читайте также: